Игорь Вайсман. Светское государство доказало полную несостоятельность
06.09.2016 19:58СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО ДОКАЗАЛО ПОЛНУЮ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
«Убеждён, государство, общество должны
приветствовать и поддерживать работу традиционных
религий России в системе образования и просвещения,
в социальной сфере, в Вооружённых силах.
При этом должен быть, безусловно, сохранён
светский характер нашего государства».
Владимир Путин. Россия: национальный вопрос
(«Независимая газета», 23.01.2012)
В наше время главу либерально-демократического государства европейского типа, объявившего, что отныне его страна будет брать за основу религиозные, а не светские каноны, наверняка сочтут сумасшедшим.
Светский характер государства считается чем-то неоспоримым. По этому поводу даже не ведутся дискуссии. Это аксиома.
Однако, если задуматься и проанализировать историю цивилизации, то к светской власти появится много претензий.
Известно, что ни одна страна в мире не просуществовала столько, сколько Древний Египет. Но это было государство с очень большим влиянием религии.
Византийская империя здравствовала целое тысячелетие после падения Западной римской империи. За счёт чего? За счёт того, что была сцементирована христианством. Император Юстиниан признавал за церковными канонами силу государственных законов. В одном из его документов (6-й новелле) говорится о том, что как государственная власть, так и церковь в своей деятельности исходят из одного и того же источника. В византийском трактате IX века «Эпанагога» говорится, что «мирская власть и священство относятся между собою, как тело и душа, необходимы для государственного устройства точно так же, как тело и душа в живом человеке. В связи и согласии их состоит благоденствие государства».
Примерно то же можно сказать и о Российском государстве. Оно было сильно, пока в нём была сильна православная религия.
Арабский халифат поднял арабскую нацию на небывалую высоту благодаря объединяющей идее ислама.
Всё больше исследователей приходят к выводу, что самой благополучной эпохой в человеческой истории было средневековье. Но оно тем и отличалось, что религия играла в нём главенствующую роль. Государственная и церковная власти, опосредованно и непосредственно, восходили к Римскому епископу. Папа являлся монархом Папской области, а многие епископы, особенно в раздробленной Германии, были одновременно князьями.
А что дала миру светская власть? Туда ли она привела цивилизацию?
История говорит о том, что кроме нескольких исключений, когда странами руководили мудрые и благородные правители, светская власть сеяла больше негатива, чем позитива, и свои личные интересы ставила выше моральных ценностей, на которых держится наш мир. Несправедливость, цинизм, беспринципность, алчность – традиционный джентльменский набор светских правителей. Принципы, какими они руководствуются, не меняются от века к веку: «Разделяй и властвуй», «Победителей не судят», «После нас хоть потоп».
Выгода всегда имела для светской власти определяющее значение. Но то, что выгодно одному или узкой прослойке правящей элиты, как правило, совершенно невыгодно остальным членам общества. И уж совсем невыгодно природе, имеющей предел возможностей защиты и способности к самообновлению. В результате к началу XXI века светская власть поставила мир на грань глобальной катастрофы.
Но, несмотря на постоянно поступающие сигналы тревоги, светская власть современных государств не принимает решительных мер и продолжает тасовать старую колоду карт, меняя одних руководителей на других, но не меняя принципы и мировоззрение.
Между тем всё предсказанное о последних днях человечества ещё в древнем мире сбывается полным ходом. И речь не только о значительно участившихся природных катастрофах. Что творится среди людей! Волны мигрантов вот-вот снесут Европу. Терроризм из одиночных явлений принимает характер постоянной эпидемии. Убийства на улицах среди бела дня уже не удивляют. Люди деградируют по всем фронтам – от физиологического и генетического до нравственного и интеллектуального. Школьники убивают друг друга и не видят в этом ничего зазорного. Мамаши выбрасывают своих младенцев в мусоропроводы. Разве такое возможно было каких-нибудь тридцать лет назад?!
Мир катится в пропасть и, по большому счёту, никому из властных элит до этого нет никакого дела. Выход представляется только один: как можно более скорый переход к принципиально другому мировоззрению и жизненному укладу. Но светская власть на такое не способна.
Светская власть неправильна изначально. Она слишком преувеличивает то, что ей позволено, свою правоту и роль в обществе. Смерть людей для светских властей – лишь статистика. Война – способ решения государственных интересов или, пуще того, – бизнес. Светская власть устанавливает главенство законов, которые для неё же и придумывают, и интерпретируют.
Светский правитель, как правило, игрок. Он этакий специалист по взвешиванию на весах. На одной их чаше – его интерес, на другой – интересы других влиятельных лиц или стран. Ну, а интересы толпы, их нет на весах, о них он вспомнит, когда будет время, и бросит толпе кость.
Решение, которое светский правитель примет в результате взвешивания, может оказаться совершенно безнравственным. Но нравственность вынесена за пределы законодательства – в этом одна из особенностей светского государства. Да и законы при желании всегда можно обойти.
Совсем другое дело церковная власть. Она придерживается принципа: власть от Бога. Не в том смысле, что тот, кто во власти, ставленник Бога, а в том, что власть принадлежит Богу. Поэтому, если представители церкви управляют страной, они считают себя лишь хранителями и проводниками законов Неба. И законы, изобретённые людьми, никоим образом не могут подменять Высшие законы. Церковная власть придерживается главных моральных ценностей, твёрдого нравственного стержня, которые никакие неолиберализмы не могут изменить или заменить.
Либералы, да и прочие тролли, прочитав последние строки, непременно гомерически рассмеются и начнут писать в ответ, что и власть церкви не всегда святая.
Конечно, исключения бывают во всём. Но речь идёт о принципах. Если церковный правитель подлец, то ему прекрасно об этом известно. Светский же правитель-подлец об этом часто даже не догадывается. И как раз последнее обстоятельство сказывается на обществе самым наихудшим образом.
Великий Вольтер изрёк гениальную фразу: «Если бы даже Бога не было, его стоило бы придумать».
Жизнь показывает, что, несмотря на часто показушное строительство и восстановление церквей, огромная роль религии в обществе забыта. Именно религия веками давала людям правильное понимание жизни и себя в ней. Давала ориентир, систему ценностей, становилась компасом по жизни, объясняла чему учить своих детей.
Массой примеров можно подтвердить, что общество сильно и цельно только тогда, когда в нём принята чёткая система нравственных координат, векторов цели и ограничений. Именно в таком обществе (каким бы ни был ВВП) люди чувствуют себя уверенно, живут спокойно и благополучно.
Когда-то Римское государство добилось больших успехов благодаря отлаженной государственной системе, основанной на законах. Европейские страны, как его наследники, также добились многого в 60–80 годы прошлого века. И многим такой путь тогда показался единственно правильным.
Однако Римское государство (в отличие от Византии) позднее развалилось и этому факту почему-то не придаётся должного значения. А ныне и благополучные страны Европы устремились к своему концу.
И это абсолютно закономерно. Государственно как политическая система, даже блестяще отлаженная, рано или поздно разрушится, если построена принципиально неправильно.
Это всё равно, что собрать двигатель из превосходных материалов, идеально подогнав все детали, но с нарушением фундаментального закона термодинамики.
Принципиальные ошибки светского государства, которые его со временем развалят, как раз и заключаются в предпочтении закона нравственности, его несоответствии Небесному закону и неверно выбранных векторах цели.
Богословы утверждают, что возникновение светского государства не было изначально богоустановленным. Оно появилось по мере удаления общества от послушания Богу как устроителю мирских дел.
«По учению Церкви, – говорится в Основах социальной концепции РПЦ, – власть не вправе абсолютизировать себя, расширяя свои границы до полной автономии от Бога и установленного Им порядка вещей. Государство, как и иные человеческие учреждения, может иметь тенденцию к превращению в самодовлеющий институт. Многочисленные исторические примеры такого превращения показывают, что в этом случае государство теряет своё подлинное предназначение».
«Все формальные институты общества – армия, полиция, суды, администрации, парламенты и т. п., – пишет Александр Леонидов, – являются лишь сосудами, в которые влита благодать. Общество очень ревниво следит за ними – чтобы они служили признанной истине. Когда общество перестаёт это делать, все формальные институты идут вразнос».
Из какого же источника вливается благодать в общественные институты? Очевидно, из государственной идеологии, которая, если она истинна, никак не может противоречить религии.
Либеральная же идеология стала катализатором разрушения нашей цивилизации. Выпустив джинна свободы из бутылки, мир теперь пожинает богатый урожай последствий. Практика показала, что из всех дарованных свобод люди в подавляющем большинстве случаев выбирают то, что попроще, повыгоднее и поприятнее лично для них. Вот только общество в целом от этого теряет, превращаясь в скопище индивидуалистов, видящих друг в друге конкурентов за место под солнцем.
Согласно теории систем, а человеческое общество – та же система, такая система обречена на разрушение, т. к. её скрепы искусственно убрали, единое целое распалось на атомы, не связанные друг с другом.
Система как ценность – более высокое понятие, нежели отдельный её элемент. А для целостности системы «человеческое общество» ограничения личных свобод гораздо важнее самих свобод. Но кто говорит в наше время об ограничениях? Только представители религии, да ещё отдельные благородные граждане, как правило, представители культуры. Но вопрос даже не в том, кто говорит, а в том, кто слышит! Где они, слышащие?
Светское государство не только отделило нравственность от закона, но и объявила закон высшей справедливостью. Но Высшая справедливость, как и всё Высшее, от людей не исходит. Потому-то практика показывает, насколько ненадёжен закон, как его можно по-разному трактовать и как часто его обходят.
Светскому государству принадлежит такая «гуманная» формула, как свобода совести (вероисповедания). Она утверждена Всеобщей Декларацией прав человека и вошла в Конституции большинства стран. Дескать, вот как мы заботимся о людях – как им захочется, так и будут жить: в Бога хотят верить – пусть верят, в чёрта – это их право. О каком же единстве в обществе, любви и дружбе между людьми можно теперь говорить! Люди поделились на антиподов, и государство это вполне устраивает. «Разномыслие разделяет людей», – указывает патриарх Русской Православной Церкви Кирилл.
Появление такого принципа, говорится в Основах социальной концепции РПЦ, – «свидетельство того, что в современном мире религия из “общего дела”: превращается в “частное дело” человека. Сам по себе этот процесс свидетельствует о распаде системы духовных ценностей. Если первоначально государство возникло как инструмент утверждения в обществе божественного закона, то свобода совести окончательно превращает государство в исключительно земной институт, не связывающий себя религиозными обязательствами».
Возразят: нельзя человека принуждать верить в Бога. Принуждать, наверное, нельзя, а вот воспитывать обязательно нужно. И объяснять. Так, чтобы человек понял. И если государство уклоняется от такой важнейшей своей функции, значит ему всё равно, полноценные граждане в нём живут или не совсем.
Власти современной России любят говорить о неустанной заботе о своих гражданах. Она проявляется, в частности, в том, что людям даётся право жить и думать так, как им нравится. Лишь бы закон не нарушали. Другими словами: живите, как хотите, мы от вас умываем руки. Мы вас не трогаем и вы уж постарайтесь. Мы ведь стараемся, чтобы войны не было, ВВП повышаем, экономикой занимаемся, чего ещё от нас надо?
Очевидно, при такой внутренней политике, скоро в нашей стране останется только армия и экономика с ВВП. От людей же сохранится только внешний вид. А захочешь разобраться – людей-то и нет вовсе!
И вот результат «победного» шествия светского государства. Государства Европы трещат по швам. Европейский этнос, создавший современную цивилизацию, давший миру целую галерею великих имён, сотворивший великую культуру, всё быстрее и быстрее замещается азиатами и африканцами. А европейские законы бессильны защитить собственные страны и своих же граждан. Россия погрузилась в мировоззренческо-идеологическую мглу и четверть века блуждает между «Что делать?» и «Кто виноват?» А реальным делам предпочитает постоянные громкие крики о своём величии да призывает к патриотизму.
А наша планета, единственно обитаемая на огромнейшем космическом пространстве, всё ближе и ближе к гибели. И благодарить за это нужно светскую власть. Это она поставила интересы бизнеса выше жизни. И именно поэтому уничтожаются леса, водоёмы, почва и воздух. А люди массово деградируют.
Особо же светскую власть следует «поблагодарить» за то, что, зная о грозящих катастрофах, она совсем не торопится с ними бороться. Воистину после нас хоть потоп!
И вот в этом многоголосом хоре могильщиков собственных стран, народов и всей планеты постоянным противовесом звучит голос всенародного просветителя, трибуна и мудреца Патриарха РПЦ Кирилла. Многие годы он обращает внимание людей на гибельные тенденции современного мира. Пытается достучаться до сознания, открыть глаза. Но слышат его, похоже, одни прихожане. Куда там основной массе людей его услышать, когда столько соблазнов вокруг! И властям он не интересен, для них всеобщая гибель, очевидно, тоже лишь статистика.
Впервые за тьму веков произошла встреча глав Русской Православной и Римской Католической церквей. Они пошли на это во имя спасения мира, что принципиально отличает их от глав современных недружественных государств, занимающихся мышиной вознёй.
Русская Православная Церковь постоянно проводит просветительские мероприятия для широкой публики, издаёт соответствующую литературу.
Ни одна политическая партия, ни одно общественное движение в современной России не могут сравниться по масштабам просветительской деятельности, а самое главное, по глубине понимания проблемы, с Русской Православной Церковью. И нет в нашей стране второй такой личности, равной главе РПЦ.
Неспроста хитрые большевики в своё время переписали на свой лад важнейшие положения из Библии. Знали, что делали!
А может лучше вообще её не переписывать, а просто взять за основу? И долой всякие «измы» – сатанизмы!
Впрочем, если рассуждать практически, думается, что за основу Конституции и свода государственных законов и моральных норм следует взять положения из всех мировых религий, так как каждая из них содержит важнейшие общечеловеческие ценности. И управлять странами стоило бы Совету из представителей разных религий, дополненному лучшими светскими людьми – Совету Хранителей Заветов. Настало время и для создания Всемирного Совета Спасения из наилучших представителей религии и культуры.
Такой представляется нормальная верховная власть. А в её подчинении – премьер-министры и прочие профессиональные управленцы, министерства и ведомства. В подчинении и никак не наоборот! Совет направляет, управленцы – управляют. Только так наш мир и можно спасти!
© Игорь Вайсман, текст, 2016
© Книжный ларёк, публикация, 2016
Теги:
—————