Игорь Вайсман. Коту под хвост

01.02.2015 12:55

КОТУ ПОД ХВОСТ

Хроника одной судьбы

 

1954 год.

– Каждый человек рождается на Земле для того, чтобы выполнить свою миссию. Или, если это слишком громкие слова, для выполнения своей функции. Мы все непохожи, одинаковых людей нет: у каждого свои природные данные, способности, талант, склонности. Потому и дело каждый должен делать свое, а не чужое. То, к какому он больше всего пригоден, в чем может добиться наибольшего результата. Если каждый проживет жизнь так, то как от этого выиграет все наше общество и расцветет наша планета!

– Хорошо говоришь, Сашка! Молодец!

– А отсюда вытекает высочайшая ответственность человека за собственную жизнь. Каждый из нас просто обязан найти себя, свое призвание, и выполнить его всей своей жизнью. У нас нет времени на пустое, бессмысленное времяпровождение. Перед каждым стоит сложная задача, для выполнения которой потребуется целая жизнь. Человек должен четко видеть цель и свое ей соответствие; планировать все этапы на пути к ней, каждый день и час; постоянно повышать свою квалификацию и интеллектуально-духовный потенциал. Ценность каждой прожитой жизни в том, что она после себя оставила. Только о таком человеке можно сказать: «Он прожил настоящую жизнь! Он – человек с большой буквы!»

– Браво!!!

– Золотые слова!

– Так держать!

 

1966 год.

– Александр Николаевич, дорогой! Ну, ты брат, молодец! Какой проект разработал! Ничего подобного ни одно училище не имеет!

– Ну, что Вы, Геннадий Петрович! Без профессиональных архитекторов я бы не справился.

– Да ладно тебе скромничать! Идея-то твоя, мне ведь эти архитекторы рассказывали… Ты знаешь что, нам тут бесплатную путевку в санаторий выделили… Хочешь отдохнуть?

– Спасибо, Геннадий Петрович! А нельзя ли как-нибудь попозже? Слишком сейчас горячая пора, не до отдыха…

– Ну ты, брат, даешь! Поражаюсь я тебе! Ладно, имей в виду – за мной должок!

 

 

1975 год.

– Александр Николаевич! Я Вами постоянно поражаюсь: как Вы можете столько работать? Вы ведь уже не мальчик чтобы так бегать. Мне даже иногда жалко Вас становится. Вы б хоть иногда отдыхали…

– Да ничего, Лариса, все нормально! Мотор пока работает, отчего ж и мне не поработать! Дел уйма, надо все успеть. Цивилизацию нужно двигать вперед! Кто же будет это делать, если не мы? И что после меня останется, если ничего не делать?

– Ой, ну какой же Вы все-таки большой человек! А у меня голова занята только уборкой подъезда, да чем внука после школы занять… Вот и другие тоже, как-то по-маленькому живут. А Вы – совсем другое дело!

– Ну что же, кто как жизнь понимает, тот так и живет.

 

1984 год.

– Товарищи! В нашем коллективе сегодня знаменательное событие: наш уважаемый Александр Николаевич удостоен высокой правительственной награды. Это, кажется, уже четвертая его медаль, правильно я говорю, Александр Николаевич? – недолго и со счета сбиться… Давайте похлопаем нашему дорогому коллеге.

– Молодец Александр Николаевич!

– Заслужил!

– Так держать!

– Я все годы, что работаю с Александром Николаевичем, не перестаю удивляться его трудолюбию и скромности. Он даже от отпуска несколько раз отказывался – некогда, говорит, отдыхать, работы много. Как я его ни уговаривал: работа, мол, никогда не кончится и всю ее не переделаешь, но мои уговоры не подействовали.

– А задерживается он на работе сколько! И в выходные часто приходит!

– Совершенно верно! И за все годы я ни разу не слышал, чтобы Александр Николаевич что-нибудь попросил лично для себя. Только для работы! Я не преувеличу, если скажу: нет больше такого человека, кому наше училище стольким обязано, как Александру Николаевичу. Даже невозможно перечислить всего, что он сделал.

– Правильно!

– На таких земля держится!

– А кто-нибудь помнит, чтобы наш орденоносец с кем-нибудь ругался, выяснял отношения?.. Я его как-то за это похвалил, а он мне отвечает: «Если я стану заниматься такими пустяками, то буду красть свое же время. А его у меня и так нет». Вот таким должен быть настоящий человек – образцом для всего коллектива и для учащихся!

– Золотые слова!

– Это – в точку!

 

1997 год.

– Александр Николаевич! Вот так встреча! Что, не сидится дома? Не забываете родное училище? А чего такой хмурый?

– Нечему радоваться, Олег! И впрямь лучше бы дома сидел!

– А что так?

– Ты помнишь, сколько я бегал, чтобы материально-производственную базу сделать на уровне? А на общежитие сколько сил угробил! А на базу отдыха! И что? Половину училища и треть общежития сдали в аренду всяким коммерческим структурам! Станки старые, многие не работают! Базу отдыха всю разворовали и продали кому-то на сторону!

А сколько я хлопотал над спортплощадкой! Так ее вообще демонтировали, от училища отгородили и отдали под платную автостоянку! Зам по хозчасти занимается только тем, что деньги с арендаторов выбивает, да других арендаторов подыскивает! Я попытался возмутиться, так он так на меня посмотрел!.. Иди, говорит, домой, иначе охрану вызову!

– Так ведь жизнь сейчас такая, Александр Николаевич, куда от этого деться!

– А моя жизнь, что – коту под хвост!? Для чего я пахал всю жизнь, ни времени, ни здоровья не жалел? Должна же быть какая-то преемственность!..

– Наверное, должна… Только не получается, как должно… Да сейчас-то Вам зачем расстраиваться? Вашу работу в свое время оценили, всю зарплату выплатили, пенсию платят…

– Что же я – за одну зарплату вкалывал?! Я же для людей, для города работал!

 

2003 год.

– Дед, ты чо на меня вылупился, как будто я тебе три рубля должен?

– А ты разве мне внук, чтобы тыкать?

– Нет, не внук. А чо уставился-то?..

– Ты… знаешь что!.. Я стою с тяжелым рюкзаком, а ты развалился, как барин, и в игрушки играешь со своим телефоном!..

– И чо?.. Это твои проблемы, дед. Я зашел, место было свободно, я сел. А тебе не повезло.

– Да ты – хам! Откуда только такие берутся!

– Дед… нарываешься! Я – в порядке! А вот твой поезд ушел. Ты на себя-то посмотри! Чо, проблемы нужны? Скажи «спасибо», что я сегодня добрый!

 

 

2008 год.

– Александр Николаевич, это Вы? Вот ведь, узнала, а не видела Вас лет двадцать! Помните меня? Я у Вас училась в полиграфическом училище.

– А-а-а, Надя… Петрова…

– Да. Вот память у Вас! А мне чуть за сорок, уже все забываю. Ну, как поживаете? Как здоровье?

– Ничего, спасибо! Живу вот в этом доме с внучкиной семьей. Вышел купить что-нибудь из продуктов на рынке.

– Так давайте я Вам помогу! И не возражайте, давайте Вашу сумку!

– Спасибо тебе, Надя! Вот ведь дожил, теперь за что ни возьмешься – все с трудом дается.

– А что Ваша внучка, помогает?

– Э-эх, лучше не спрашивай! Была девчонка как девчонка, но как вышла замуж – не узнать стало. Муж – лоботряс, нигде не работает. И все пытается жить за мой счет и внучку подбивает. У меня ведь пенсия, как у ветерана труда, большая. Так я и за квартиру, и за свет, и за телефон плачу, хотя занимаю только маленькую комнату. И пользуюсь всем гораздо меньше.

– Так разве это не Ваша квартира?

– Моя. Была. Я же внучку прописал, а потом и мужа ее, и правнуков. А теперь вот, стараюсь вообще поменьше дома бывать.

– Как же так, Александр Николаевич?..

– А что поделаешь? С таким лбом разве справишься? Не судиться же мне с ними!.. Ну, спасибо тебе! Помогла! Погоди, я сейчас тебе свою книгу надпишу.

– Так Вы книги пишете?

– Да, заниматься-то чем-то надо. Пишу и издаю за свой счет. Уже с десяток издал.

– Ой, Вы всегда меня поражали! А знаете что, я сейчас в интернате работаю, приходите к нам на внеклассные занятия. Ученикам все же интересно будет увидеть живого писателя.

– Ладно, как скажешь. Меня иногда приглашают по старой памяти. Ну, спасибо тебе за все!

– Что Вы, что Вы, Александр Николаевич! Это Вам спасибо! Я Вас своим детям в пример ставлю!

 

2010 год.

– Привет Валя! Как поживаешь? В вашем подъезде, говорят, кого-то хоронили недавно?

– Да. Старик умер с седьмого этажа. С внучкой который жил.

– А-а-а!.. Ну, он ничего, слава Богу, пожил… Лет восемьдесят-то, наверное, было?

– Наверное… Тут внучка его с мужем столько барахла после него повыбрасывала… Говорят, он ей наследство оставил, так она евроремонт собралась делать. Медали у старика были, так их тут же продали. А книг сколько вынесли, ужас! Сначала пытались продать, да кому они теперь нужны! Так они их в макулатуру сдали. Веришь, нет, целый грузовик битком набили! Никакой памяти о человеке не оставили!

– Да-а, вот что творится! Дед собирал библиотеку столько лет, а они вмиг ее порешили!

– Такая сейчас молодежь… Книг не читают, одни деньги на уме…

 

 

2012 год.

– Эй, орлы! Значит так: вот эта могила, рядом, за ней никто не ухаживает, никто не приходит… Ограду и табличку выбросьте и присоедините ее к моей. Всю площадку, что получится, забетонируйте и отделайте гранитом. С администрацией кладбища я договорился. Блин, место дают, – ни повернуться, ни развернуться! Толян достоин большего. Правильный был пацан! Братва должна быть похоронена по-человечьи. А так хоть вид будет солидный. Памятник поставите посредине. Все поняли? За дело!

 

© Игорь Вайсман, текст, 2015

© Книжный ларёк, публикация, 2015

—————

Назад