Эдуард Байков. На службе науке и обществу
25.07.2017 19:29НА СЛУЖБЕ НАУКЕ И ОБЩЕСТВУ
Житель села Зубово, видный учёный академик Хамид Гизатуллин недавно отметил 85-летний юбилей. Свою жизнь он посвятил служению науке
Родом наш герой из с. Чуюнчи-Чупаново Зилаирского района. Интересна история создания этого села. Ещё во времена Ивана Грозного многие татары переселились на восток, на территорию нынешнего Башкортостана. В XVIII веке безземельные мишари основали в Белебеевском уезде Уфимской губернии деревню Чуюнчи (ныне Давлекановский район), которая стала центром созданных вокруг неё поселений. Часть жителей подалась дальше. Вначале доехали до села Исянгулово (нынешний Зилаирский район), собираясь затем двигаться в Среднюю Азию. Но, погостив в тех местах, убедившись, что земли хорошие, решили там обосноваться. Местный бай бесплатно выделил им большой участок своих угодий. Отсюда и название села – от прародины и в честь доброго хозяина (звали его Чупан, или Сулпан).
В семье Гизатуллиных росло восемь детей – семь сыновей и дочь. Хамид был старшим. Когда подошло время идти в школу, родители заспорили: отдавать сейчас или после достижения им восьми лет, а до тех пор подучиться дома. На последнем варианте настаивала мать, и она победила.
Надо сказать, родители Хамида были людьми довольно грамотными, как и многие переселенцы в их деревне. Мама Бибиямал Минлегалеевна самостоятельно научилась читать и писать на арабском языке, свободно читала Коран. Отец Нурислам Хаметдинович имел образование четыре класса и пользовался среди сельчан уважением как грамотный специалист по сельскому хозяйству.
В первый класс мальчик пошёл как раз, когда началась война. До сих пор Хамид Нурисламович помнит, как бежал с гармошкой со слезами на глазах – провожать односельчан на фронт. Отца забрали в стройбат, в Уфу, так как был инвалидом по зрению. Секретарь местного райкома партии не мог смириться с потерей хорошего специалиста, поэтому настоял, чтобы Нурислама Гизатуллина вернули в колхоз. Нурислам вернулся, и его избрали председателем колхоза.
Хамид учился очень хорошо, знания давались без труда, порою выходил к доске заменять учителя, вёл урок. Учителя были приезжими – из Кугарчей, обучение велось на татарском языке. До сих пор наш герой помнит своего наставника Марьям Нигматуллину – очень грамотного специалиста, преподававшего им, деревенским ребятишкам, математику, физику, химию.
Хамид окончил семилетнюю школу в родном селе в 1948 году, и ему, как лучшему ученику, вручили похвальную грамоту. Перед выпускником встал вопрос: куда пойти учиться, чтобы получить профессию педагога? Родители настаивали на училище в Зилаире, где преподавание велось на русском языке. Сам же вчерашний школьник хотел поступить в Желтинское педучилище в Оренбургской области, где обучение велось на родном ему татарском. Всё-таки отец убедил юношу, что знание русского – государственного – языка необходимо. Поэтому в том же году Хамид Гизатуллин поступил в Зилаирское педучилище. Добирались туда аж за 43 километра на лошади, а домой на каникулы он приезжал уже на лыжах.
Всё бы хорошо, но каждый месяц студенты писали диктант по русскому языку, а преподаватели были очень требовательными. Не удивительно, что первый же диктант выявил 37 ошибок и доставил немало огорчений прилежному во всех остальных дисциплинах юноше. Приехал домой в расстроенных чувствах. Но отец успокоил: учись, и всё наладится.
Помогла и сокурсница, землячка из соседней деревни, в совершенстве владевшая русским языком. Она стала заниматься с Хамидом, и постепенно тот повысил свои знания и успеваемость по трудному предмету. Тем не менее, из-за тройки по русскому языку амбициозного студента лишили стипендии.
Это переполнило чащу терпения: Хамид Гизатуллин оставил училище, уехал в Баймак, где сразу же поступил в горно-металлургический техникум. И понял, что не прогадал. В техникуме преподавали все его любимые дисциплины: высшую математику, электротехнику, сопромат, горное дело, металлургию… С первого же курса он обошёл всех сокурсников, стал круглым отличником. И опять находил за преподавателями ошибки – выходит, ученик знал предметы лучше учителей. Конечно, не всем это нравилось, некоторые излишне придирались к чересчур «правильному» студенту. Но он, благодаря своим знаниям и математическому складу ума, успешно сдавал все экзамены.
Хамид Нурисламович вспоминает такой эпизод: на испытание по теоретической механике он пошёл без подготовки, так как был хорошо подкован в этом предмете. Всех остальных сокурсников – 23 человека – отправили с экзамена за отсутствие необходимых знаний, а студент Гизатуллин сдал его с ходу.
После успешного окончания первого курса все преподаватели сошлись во мнении: это будущий учёный.
Прослышав об умном и отзывчивом студенте, со всех окрестных школ ученики бегали к нему – с просьбой помочь с уроками, а главное, решить задачи по математике, которая для большинства из школьников была тёмным лесом. Да что говорить, когда учился на третьем курсе, выпускники техникума ходили консультироваться к нему, и он безотказно помогал писать дипломы.
Но доучиться не довелось: к великому сожалению преподавателей, после окончания третьего курса перспективного юношу забрали в армию. Сначала призывников распределяли в Алкино, и вчерашнего студента включили в эшелон Военно-воздушных сил. Направили в военное училище в г. Калининград, которое он за полтора года окончил на отлично. А потом поехал на Черноморский флот, в морскую авиацию.
Служил электромехаником в полку стратегической авиации под Симферополем. Но и там времени зря не терял: рядовой матрос Гизатуллин сдал экстерном все экзамены на аттестат зрелости в вечерней школе. Сдал легко – на одни пятёрки, лишь по русскому языку была четвёрка. Параллельно занимался спортом и даже был чемпионом флота по бегу на дистанции 400 метров, а также победителем шахматного турнира в своей войсковой части. Командование решило поощрить своего срочника – ему предоставили отпуск для поступления в Военно-морскую академию в Одессе. Единственный матрос среди поступающих офицеров, он стал усиленно готовиться к вступительным экзаменам. К сожалению, руководство страны приняло решение сократить количество военных учебных заведений, так что военное образование получить ему не удалось. Гизатуллин решил уволиться в запас. И хотя отцы-командиры предлагали продолжить службу в вооружённых силах и прочили ему успешную военную карьеру, Хамид решил оставить флот. К тому времени в ходе неудачной операции умер отец, мать осталась одна с семью детьми, нужен был мужчина и кормилец в доме.
В 1954 году Хамид Гизатуллин вернулся в Башкирию, остановился у родственников в Кумертау. Обратился в Городской отдел народного образования, предложил свои услуги для работы в школе в качестве учителя математики, физики, химии и астрономии. В горном посёлке Маячный как раз требовался в вечернюю школу преподаватель. Образованного демобилизованного специалиста взяли без разговоров – поначалу с испытательным сроком. Потом перевели на полную ставку, и Хамид Нурисламович стал преподавать математику и физику. Три года спустя заочно поступил на физмат Башкирского государственного университета, который с отличием закончил в 1963 году.
Интересно, что когда писал диплом по совершенно новой теме – математическому программированию, то специалистов по ЭВМ в республике не оказалось, отзыв писать было некому, и пришлось ехать в Свердловск, где только что открыли филиал Математического института имени В.А. Стеклова Академии наук СССР.
Там с дипломной работой молодого учёного ознакомился профессор-алгебраист Сергей Черников, остался очень доволен и поставил оценку «отлично». После чего пожелал успешной защиты и настоятельно рекомендовал поступать к ним в аспирантуру. Хамид Нурисламович сделал это, но так как успел жениться и в семье появился ребёнок, устроился инженером в институт Стеклова, а диссертацию писал параллельно. Как вспоминает сам учёный, работал над темой «Инструментальные и математические методы экономики» без особого труда, а по прошествии трёх лет успешно защитил работу на соискание учёной степени кандидата экономических наук в знаменитом Новосибирском Академгородке. Он был первым кандидатом экономических наук на Урале по данной специальности.
Продолжил работать в Свердловском отделении Математического института, где сумел решить ряд прикладных задач для чёрной металлургии Урала. За это время набрал достаточно материала на докторскую диссертацию. Надо ли говорить, что в 1977 году и эту научную работу на соискание степени доктора экономических наук по специальности «математические методы в экономике» Хамид Нурисламович успешно защитил в том же Сибирском отделении Академии наук СССР.
Во время работы над диссертацией и при её защите Хамиду Гизатуллину выпала счастливая возможность тесно общаться с выдающимися советскими учёными академиками Леонидом Канторовичем, Абелом Аганбегяном, Николаем Красовским, Валерием Макаровым, Александром Гранбергом, Валерием Кулешовым, имел честь познакомиться с крупнейшим организатором советской науки академиком Мстиславом Келдышем.
Среди коллег Хамид Гизатуллин уже был известен как перспективный учёный – экономист и математик. Читал лекции в Обществе «Знание», в Уральском политехническом институте и в Институте повышения математических знаний для преподавателей в г. Свердловске.
В связи с разработкой «Программы интенсификации промышленности Урала» в 1980 году Хамид Гизатуллин со своим отделом математико-экономических моделей был переведён в Институт экономики Уральского отделения Академии наук СССР. В этом учреждении он разработал целый ряд моделей регионального развития, построил производственные многофакторные функции и впервые в отечественной экономической науке вывел формулу вычисления маргинальных значений производственной функции.
Спустя пять лет учёный вернулся на родину, возглавив в Уфе отдел экономических исследований Башкирского филиала Академии наук СССР, имеющий статус института, которым успешно руководил в течение 12 лет (в 1992 году отдел был преобразован в Институт экономики и социологии Уральского отделения Российской академии наук, директором которого также назначили академика Гизатуллина). За это время им было подготовлено более пятидесяти кандидатов экономических наук, многие из которых стали впоследствии высококвалифицированными учёными и докторами наук. С гордостью Хамид Нурисламович вспоминает своего первого кандидата экономических наук Рустэма Марданова, ныне занимающего высокий пост Председателя Правительства Республики Башкортостан. По словам академика Гизатуллина, Рустэм Хабибович на защите продемонстрировал высокий уровень знаний в области экономической науки, в своём исследовании блестяще раскрыв тему эффективности развития промышленности региона на примере Башкирской АССР.
Хамид Гизатуллин стоял у истоков основания экономического факультета Башкирского государственного университета. Он создал свою научную школу в области экономико-математического моделирования, признанную мировым научным сообществом.
За большой вклад в развитие науки и многолетний добросовестный труд Хамид Нурисламович награждён многочисленными почётным грамотами и дипломами, медалями имени А.С. Макаренко, «За доблестный труд» и «Ветеран труда».
В 1991 году Хамида Гизатуллина избрали членом-корреспондентом Российской академии наук по специальности «региональная экономика», а год спустя – членом-корреспондентом Академии технологических наук РФ.
Вместе с супругой Лялей Хамитовной они воспитали троих детей. Старшая дочь Роза, окончившая радиотехнический факультет Уральского политехнического института и аспирантуру при Харьковском национальном экономическом университете с последующей защитой кандидатской диссертации по экономике, профессор, преподаёт в этом же вузе. Дочь Светлана окончила математико-механический факультет Уральского государственного университета, ныне работает в Уфе. Сын Тимур, закончивший с золотой медалью среднюю школу и с отличием экономический факультет БГУ, впоследствии защитил кандидатскую диссертацию по экономике, стал крупным бизнесменом в Башкортостане. У супругов Гизатуллиных уже шестеро внуков и внучек и двое правнуков, многие из которых также закончили с отличием школу и успешно учатся в различных российских и зарубежных вузах.
Ныне выдающийся учёный с супругой находятся на заслуженном отдыхе, живут в с. Зубово. У них своё приусадебное хозяйство, где они разводят кур и гусей, выращивают в теплице овощи. Хамид Нурисламович всё делает своими руками, несмотря на почтенный возраст, работает в огороде.
– Не зря столько лет занимался спортом: и во время службы, и потом, работая в научных учреждениях, – улыбается академик Гизатуллин. – Именно поэтому пребываю до сих пор в хорошей физической форме, помогаю супруге по хозяйству.
Что ж, именно таким и должен быть настоящий деятель науки, одарённый исследователь, педагог, организатор – мудрым, энергичным, доброжелательным с коллегами и заботливым семьянином. Пусть его талант, заслуги и достижения ещё долго приносят пользу родине и людям.
© Эдуард Байков, текст, фото, 2017
© Книжный ларёк, публикация, 2017
Теги:
—————